Рекомендации учителя- логопеда на период самоизоляции
- Подробности
- Опубликовано: 09 Апрель 2020
- Просмотров: 434
В этом учебном году нами была проделана большая работа по преодолению нарушений речевого развития. Весь учебный год велась работа над звукопроизношением, обогащением словарного запаса, развитием связной речи, фонематического слуха, а также работа по развитию памяти, мышления, внимания и мелкой моторики. За учебный год были выученны стихотворения, чистоговорки, прочитаны и пересказаны множество текстов. Была проведена работа на дифференциацию (различение) согласных, имеющих сходство в произношении с целью предотвращения дальнейших ошибок на письме.
В связи с карантином, родителям детей, которые занимались с логопедом, и сейчас нельзя забывать о занятиях. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за этот период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.
Потому этот период нужно использовать для закрепления пройденного материала. Особенно это касается детей, которые в этом году идут в школу.
Продолжайте логопедические занятия с ребенком дома, следите за его поставленными звуками в повседневной жизни. Старайтесь это проделывать через игру. Ведь ведущий вид деятельности у ребенка дошкольного возраста – это игра. Заранее подумайте, где и в какое время можно с ребенком это делать. Отдыхая вместе, у вас образуется больше время для общения.
Не стоит забывать и о книгах. Читайте больше. Пусть ребёнок перескажет вам рассказ, подумает и скажет, что он думает о поступках героев, выскажет своё мнение, попытается рассуждать. Тем самым связная речь будет постоянно развиваться, а словарный запас вашего ребёнка пополняться.
Чаще говорите с ребёнком и не только на бытовом уровне, следите за собственной речью, избегайте слов-паразитов, ведь дети очень часто копируют речь родителей, их манеру общения.
Предложите ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха:
Пускать мыльные пузыри через соломинку
Дуть через соломинку на воду в стакане (Шторм в стакане)
Надувать воздушные шарики;
Дуть на маленькие машинки (из киндера), у кого дальше уедет.
Дуть на детские флюгера.
Задуть свечку.
Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия:
Самообслуживание (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);
Собирать, перебирать ягоды;
Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);
Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)
Вырезание
Лепка из пластилина, глины
Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата (неспецифического)
Слизывать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;
Полоскать рот;
Лизать эскимо, леденцы
Малыш высовывает язык изо рта и удерживает на нём соломку, сколько сможет.
Ребёнок должен держать соломку над верхней губой языком. Можно обыграть: «Появились усики!»
Язык держим в форме чашечки. Внутри «чашечки» держим конфетку-драже.
Облизывать Чупа-чупс или другую конфету на палочке. Положение конфеты периодически меняем: держим её сверху, снизу, с одной и другой стороны. Главное, чтобы язык смог дотянуться до неё.
Начинать лучше с конфеты большего размера. Так как сначала легче выполнять движения с большой амплитудой, затем берём конфетки поменьше.
Намазываем верхнюю губу сиропом, мёдом или вареньем. Предлагаем малышу широким краем языка облизать губку, выполняя движение сверху вниз.
И НЕ ЗАБЫВАЕМ ПРО АРТИКУЛЯЦИОННУЮ ГИМНАСТИКУ!!!!!
И в любое время можно поговорить с ребёнком. Эти игры способствуют развитию грамматического строя речи, связной речи.
Скажи наоборот (высокий-низкий)
Посчитаем (1 ркошка, 2 кошки, 5 кошек)
Скажи ласково (стол - столик, рука - ручка)
Один – много (стул – стулья, много стульев; дом – дома, много домов)
Словообразование (напр.: стакан из стекла – какой? – стеклянный)
Подбирать определения (Какие бывают собаки: большие, служебные ...);
Игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет) (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);
Назвать слова с определённым слогом, звуком;
Составлять предложения с заданными словами «Каламур». Не важно, что предложения будут получаться необычными, ведь чем смешнее, тем интереснее. Главное, что ребенок учится составлять предложения, согласовывает слова, активизирует словарь.
Обезьяна – качели, слон – ролики - сумка
Сначала придумываем предложения из двух слов, а после из трех.
Играем, развивая фонематические процессы:
Повтори за мной ( слоговые дорожки – па – ба – па, та-да-та и т.д);
Назови первый (последний) звук в слове;
Где спрятался звук - в начале? В середине? В конце? - ищем звук [Л] в слове ЛОПАТА, КОЛПАК, КОЛ.
Просматривайте и повторяйте материал из домашних тетрадей (у кого они на руках).
Дети очень любят играть в телефоны, в компьютеры. Так почему бы не провести это время с пользой. Сейчас в умных колонках с Алисой появился детский онлайн-тренажер для развития речи «Легко сказать». Где дети с помощью голосового помощника могут тренироваться произносить сложные звуки. Что бы начать занятие, достаточно попросить: «Алиса, запусти навык «Легко сказать»». Дальше ребенок сможет выбрать, с кем заниматься: с любимыми героями из мультфильма «Фиксики» или звуклями, которых придумали в Яндексе. Самое главное тренажер позволяет в игровой форме отработать необходимые вам звуки.
Желаю вам успехов и здоровья! Фирсова Галина Ивановна, учитель- логопед